Управление толпой ... и ФМ
Wergel » 11.05.2006 18:49:00
Страшная наука
Феномен толпы известен с древних времен, но вплоть до прошлого века не существовало науки, которая специально бы изучала его. Лишь в конце XIX столетия изучением психологии толпы одновременно начали заниматься сразу несколько ученых. Более ста лет назад в России появилось первое издание «Психологии толпы» Лебона. Примерно в одно время с ней вышли работы с созвучными названиями: «Преступная толпа» Сигеле, «Мнение и толпа» Тарда. Русские ученые тоже не остались в стороне от этой проблемы. Ею серьезно занимался врач и психолог Владимир Бехтерев. И все же исследования Ле Бона, без сомнения, являются наиболее интересными. Этот французский аристократ был свидетелем Французской революции и пережил Парижскую коммуну. То есть видел толпу, как говорится, изнутри. Всю оставшуюся жизнь он боялся и ненавидел и толпу, и чернь, и революцию. В своей книге Ле Бон писал, что в толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму. «В толпе, – говорил Лебон, – человек становится варваром, движимым инстинктами, он склонен к насилию, снижаются его интеллектуальные способности и чувство индивидуальной ответственности за свои поступки, эмоции выходят из-под контроля». Примерно так же оценивал толпу великий австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он написал труд под названием «Психология масс и анализ человеческого Я», в котором утверждал, что в толпе любой человек опускается значительно ниже себя самого.
Суровая реальность
Во что может превратиться нормальный человек в охваченной эмоциональным порывом толпе, мы можем в полной мере наблюдать и сегодня. Футбольные фанаты выплескивают свои эмоции в драках, крушат магазинные витрины, опрокидывают и поджигают автомобили.Еще нагляднее – коммунистические митинги. Милые старушки и старички приходят на митинг уже «настроенные» на протест. Дамочки пенсионного возраста лихо размахивают красными знаменами или портретами вождя всех времен и народов и с перекошенными от злобы лицами выкрикивают проклятия нынешним властям. Возможно, в быту это милые, добрые бабушки, которые готовы прийти на помощь, дать дельный совет, посочувствовать горю или просто вкусно накормить даже малознакомого человека. Но в толпе они – агрессивная среда. Когда с трибуны им кричат, что надо вернуть то, что было, потому что раньше все было хорошо, митингующие в своем эмоциональном возбуждении искренне верят в то, что раньше все действительно было хорошо. Верят в то, что магазины ломились от товаров и продуктов, а на пенсию в сто тридцать два рубля – таков был максимум простого смертного – можно было жить припеваючи, ни в чем себе не отказывая. Такова одна из многих составляющих феномена толпы: при недовольстве существующим положением вещей идеализировать прошлое, наделяя его теми чертами, которые хотелось бы иметь в настоящем.
И горе тому, кто скажет старушкам на митинге, что они ошибаются. И напомнит про пустые прилавки в магазинах и про давки за куском склизкой колбасы, про товар из-под полы и про «длинные зеленые, колбасой пахнущие» электрички из Тулы, Калуги, Костромы, Владимира и т.д. Про многолетние очереди за мебелью и вожделенные открытки на «Жигули». Божьи одуванчики, с трудом преодолевающие лестничный пролет, способны вступить в рукопашный бой не только с простым инакомыслящим, но и с вооруженным сотрудником правопорядка.
Роковые вожди
Многие современные люди оказывались в толпе и сохранили крайне неприятные воспоминания о нахождении в бурлящем людском море. Особенно если это море разогрето спиртными напитками. Хуже всего то, что, находясь в толпе, ты ничего не можешь поделать. Как тут не вспомнить ужасную трагедию в Белоруссии, когда обезумевшая толпа ринулась в метро. Тогда в давке погибли несколько десятков человек. История знает и более страшные примеры смертельной силы толпы. Во время коронации Николая II на Ходынском поле были раздавлены около 10 тысяч человек. Они погибли в толпе, рвущейся за бесплатной выпивкой и угощениями.А похороны Сталина? Стихия, неуправляемое чудовище, скажете вы. Тем не менее толпой можно управлять. Это очень хорошо знали и Ленин, и Троцкий, и Гитлер, и Муссолини и Мао Цзэдун. Толпа подчинялась им беспрекословно, с готовностью выполнить любой, даже самый абсурдный, приказ. Потому что в толпе разум каждого отступает перед страстями всех. Специалисты говорят, что единственный язык, который она понимает, – это язык, обращенный к сиюминутному чувству. Прав был Шекспир, писавший: «Это бич времени, когда безумные ведут слепых». Так что уже во времена великого драматурга было известно, что люди, составляющие толпу, обладают удивительной внушаемостью и слепой покорностью красноречивому лидеру. Все властелины мира всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими закон толпы.
Не потерять себя
Почти сто лет в научное восприятиеповедения толпы ничего нового не вносилось. Лишь в 1985 году психологи Стивен Райкер и Джонатан Поттер по-новому взглянули на психологию толпы и подвергли прежние учения критике. По мнению Райкера и Поттера, бывают и миролюбиво настроенные толпы.
Несколько лет назад фестиваль пива в Санкт-Петербурге. Белые ночи, прекрасное настроение, ощущение праздника. Вся Дворцовая площадь была уставлены столиками для любителей «Балтики», «Синебрюхова», «Арсенального» и прочих марок ячменного зелья. Пива – море, народу – океан. В одиннадцать вечера, когда небо оставалось все таким же ярко голубым, как и в одиннадцать утра, официальный праздник закончился. Милиционеры стали разгонять и продавцов, и потребителей хмельного напитка. А народ хотел продолжения банкета. И праздник продолжался всю ночь. Незнакомые люди объединились в одну огромную толпу, наполненную хорошим настроением и радостью. Все говорили друг другу добрые слова, желали счастья, пели песни и танцевали. К счастью, у этой замечательной толпы не было лидера. А если толпою возьмется управлять очередной мессия, она сметет всех и вся, повинуясь его воле. Держитесь подальше от толпы, потому что вы рискуете раствориться в ней и из индивидуума, со своими мыслями и эмоциями, стать лишь ее послушной частью. Закон толпы – закон преобладания, доминирования и превосходства.
Ипользовалься материал взятый с сайта flashmob.spb.ru