Вы наверное об этом:
Цитата:
Отражая мир в его объективности, Наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д."
А.А. Грицанов "История философии": Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
Дается вся специфика науки - гарантирует предсказуемость явлений, возможность делать точные прогнозы, гарантии точного и действенного преобразования материальной реальности. Единый язык без эмоционального и субъективного компонентов и так называемаяы "сухость" дает общепонятность и обеспечивает единую линию прогресса научного знания. и т.д. все традиционно. Причем в философии, т.е. как бы в самой науке это признается, так же как отдельному ученыму эта потеря многообразия также известна. Наука уже давно смирилась.
Что теряется?
предполагается что как бы многообразие явлений.
Однако, думается что при отсутствии или слабой проявленности критерия системности в современном научном знании мы можем вместить больше многообразия чем в его жестком присутствии. Плюрализм взглядов в условиях изостеничности теоретического знания если хотите
Однако, такая потеря многообразия, как потеря свободы в теоретических изысках неизбежное следствие и не только мышления. Это что-то совсем общее.
К слову чтобы было понятно, мне показалось смежным с этой темой высказывание Веккера Л.М. в ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Издательство "Смысл". Москва, 1998:
Цитата:
Наконец, фактор, который фигурирует в экспериментальной психологии под именем однородности, выражает действительно однородность или общность, но по наиболее зримым и очевидным пространственным или модальным характеристикам объединяемых элементов (форма, цвет).
Таким образом, все выделенные факторы, на основе которых элементы связываются в целостную структуру, суть не что иное, как разные частные формы общего объединяющего их начала – однородности по какому-либо из пространственно-временных или модальных признаков. Но однородность есть выражение ограниченности разнообразия. Связывание элементов в группы по их однородным признакам реализует, тем самым, тенденцию ограничения разнообразия формирующихся структур или тенденцию уменьшения числа степеней свободы отдельных элементов. Организация группировок частей в целое осуществляется в таком направлении, чтобы количество степеней свободы частей оказалось минимизированным.
Так, результат уже самого предварительного эмпирического обобщения приводит к заключению, что в обоих аспектах феномена целостности – доминировании целостной структуры перцепта над ее отдельными элементами и факторах объединения элементов в целое – в разных модификациях проявляет себя одна и та же общая тенденция, состоящая в минимизации количества степеней свободы отдельных элементов. Но это и есть по самому своему существу выражение природы целостности. Всякая форма целостности какой-либо структуры – физического тела как совокупности молекул, организма как совокупности клеток тканей и органов или сигнала как совокупности элементарных состояний своего носителя – есть не что иное, как связанность компонентов этой структуры, физически выражающаяся в ограничении взаимной независимости компонентов или в уменьшении количества их степеней свободы. За разнообразием фактического материала, представляющего оба аспекта организации перцептивного гештальта, стоит, таким образом, единая феноменологическая закономерность, легко обнаруживаемая уже в контексте эмпирического описания, как бы непосредственно под самой его поверхностью.
Последний момент, который целесообразно в этом описании подчеркнуть, заключается в том, что в обоих рассмотренных аспектах феномена целостности реализующая ее тенденция минимизации количества степеней свободы элементов проявляется и в пространственно-временных, и в модально-интенсивностных их характеристиках. Так, доминирование интегральной структуры перцепта выражается в изменении восприятия формы, цвета или светлоты отдельного компонента, а группировка элементов в целое совершается по признакам геометрической, кинематической или модально-интенсивностной однородности. В перечне факторов объединения элементов модальные и интенсивностные характеристики представлены меньше по той простой причине, что в силу трехмерности пространства количество конкретных признаков, в которых выражена однородность элементов, значительно больше, чем соответствующее количество конкретных модальных и интенсивностных характеристик. В итоге есть основания заключить, что целостность, как и константность и предметность, является свойством "второго порядка", т. е. свойством основных первичных характеристик образа – пространственно-временных и модально-интенсивностных.
Скажем так, в целях достижения одного - объединения и систематизации, выразимости, проверямости, повторяемости, воспроизводимости и прогностичности знания, ну и, конечно, применимости мы неизбежно теряем степени свободы. Это общее совйство. Кстати, хотел бы о нем почитать в общем подетальнее, но не знаю где. Чем то "Аналогию" Медникова напомнило с его обобщением процесса передачи информации. Да и Плюснина, с его понятием "ценности" связанным с синрегетикой. Парни прошлись сразу по всем уровням,.... похоже на единство. Скажем так для философии позитивизма эта классическая схема научного познания - выведение общего закона.
А Вы я так понял за свободу? Как романтично (шутка )