* В каждом человеческом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Контроль составляет необходимую и существенную часть управления действием. Деятельность контроля не имеет отдельного продукта, она всегда направлена на то, что хотя бы частично уже существует или создается другими процессами.
Внимание и представляет собой такую функцию контроля. Отдельный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится умственным и сокращенным. Процесс контроля, выполняемый как развернутая предметная деятельность, есть лишь то, что он есть, и отнюдь не является вниманием. Наоборот, он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Но когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.
Контроль лишь оценивает деятельность или ее результат, а внимание их улучшает. Как же внимание, если оно является психическим контролем, дает не только оценку, но и улучшение деятельности? Это происходит благодаря тому, что контроль осуществляется с помощью критерия, меры, образца, а наличие такого образца, <предваряющего образа>, создавая возможность более четкого сравнения и различения, ведет к гораздо лучшему распознаванию явлений. Применение образца объясняет два основных свойства внимания - его избирательность (которая, следовательно, не всегда выражает интерес) и положительное влияние на всякую деятельность, с которой оно связывается.
Внимание произвольное есть внимание планомерное. Это - контроль за действием, выполняемый на основе заранее установленных критериев и способов их применения. Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке <само бросается в глаза>. И маршрут, и средства контроля здесь следуют не по заранее намеченному плану, а диктуются объектом.